Курс “Отношения” конспект курса

Без навыков общения мы не сможем реализовать своё предназначение. Отношения — фундамент для понимания себя и счастья.

1. “Как услышать человека? Почему люди раздражают? Разочарования в людях”


Ведущий:
«Что вы хотите получить от этого курса?»

Участники делятся ожиданиями:

  • Участница 1: «Хочу научиться доносить мысли так, чтобы меня слышали. Часто встречаю сопротивление, когда пытаюсь помочь».
  • Участница 2: «Интересуюсь отношениями мужчины и женщины. Это самая сложная для меня сфера».
  • Участник 1: «Раздражает, когда люди не слышат друг друга. Хочу научиться сохранять спокойствие в конфликтах».

Ведущий:
«Без навыков общения мы не сможем выполнить своё предназначение. Представьте: даже если вы гениальны, но не умеете доносить мысли, вас не услышат. А если не слышите других — как построить доверие?»

Участница 1:
«Я пришла, потому что хочу, чтобы мои слова наконец перестали игнорировать. Всегда чувствую, будто говорю в пустоту».

Ведущий:
«Это частая проблема. Но давайте начнём с основ: слушание. Когда вы в последний раз полностью концентрировались на словах собеседника, не думая о своём ответе?»


Тема 1: Искусство слушать

Ведущий:
«Давайте разберем, почему мы перебиваем людей. Что стоит за этим? Высказывайте ассоциации».

Участник 2:
«Меня бесит, когда меня перебивают. Сам ловлю себя на том, что делаю то же самое…»

Ведущий:
«Почему мы перебиваем? Страх, что забудем свою мысль? Желание контролировать диалог?»

Участник 1:
«Хочется поделиться своими эмоциями. Будто внутри горит: “Я тоже это переживал! Слушайте меня!”»

Участник 2:
«Страх, что тема закроется, а я так и не успею вклиниться. Как будто моя мысль потеряется навсегда».

Ведущий:
«Замечали, как иногда заканчиваете фразы за других? Пример: человек говорит “У меня в машине…”, а вы вставляете: “Трамблер сломался!”. Почему?»

Участник 3:
«Кажется, что помогаем… Но на деле — демонстрируем, что умнее. Как будто говорим: “Ты не справишься без моих подсказок”».

Ведущий:
«А если ошиблись, закончили мысль неверно? Что чувствует собеседник?»

Участник 4:
«Он злится. Будто его обокрали — украли право на собственное слово».

Упражнение:
Ведущий предлагает группе «прочитать» внутренний мир одного из участников.

Участник 5 (доброволец):
Напряженно молчит, затем разрешает.

Участник 6:
«Чувствую спокойствие и уверенность. Как будто вижу яркую цель, к которой он идет».

Участник 7:
«А еще — ранимость. Как будто боится, что его истинные мысли осудят».

Участник 5 (после паузы):
«…Да, это правда. Мечтаю о своем деле, но пока не решился. Отсюда раздражение, когда меня “не слышат”».

Ведущий:
«Заметили? Его реальность оказалась сложнее наших проекций. Мы увидели и уверенность, и страх, и надежду — все сразу».


Тема 2: Почему люди раздражают?

Участник 1:
«Мой коллега постоянно опаздывает. Я злюсь, но не могу понять почему».

Ведущий:
«Раздражение — это сигнал, что ваши границы нарушены. Но часто проблема глубже: вы проецируете на других свои страхи. Например, если вас воспитывали в строгости, пунктуальность может казаться вопросом выживания».

Участница 2:
«То есть я злюсь не на него, а на саму себя?»

Ведущий:
«Попробуйте технику “5 почему”:

  1. Почему я злюсь? — Он опаздывает.
  2. Почему это важно? — Я чувствую неуважение.
  3. Почему я так воспринимаю опоздание? — Меня наказывали за это в детстве…
    Вот вы и докопались до корня раздражения – это страх наказания».

Тема 3: Разочарования и идеализация

Ведущий:
«Вы когда-нибудь говорили: “Я думал(а), ты другой…”? Это признак идеализации. Мы создаём образ человека в голове, а потом злимся, что он ему не соответствует».

Участник 3:
«Как перестать это делать?»

Ведущий:
«Спросите себя:

  1. Что я ожидаю от этого человека?
  2. Почему я решил(а), что он должен это делать?
    Например, если ждёте, что партнёр всегда угадывает ваши желания, это детская установка: “Мама должна знать, что я хочу, без слов”».

Тема 4: Принятие или Попытки изменить?

Участник 8:
«Мы не видим человека настоящим, цепляемся за старые ярлыки. Как с другом, который бросил пить, но мы все еще видим в нем “пьяницу”».

Ведущий:
«Отношения рушатся, когда мы общаемся не с живым человеком, а с картинкой в голове. Пример: муж, который “обязан” быть сильным, но хочет плакать».

Участница 1:
«А если его поведение меня разрушает?»

Ведущий:
«Скажите: “Я принимаю, что ты любишь шумные вечеринки. Но мне нужна тишина по выходным — поэтому я буду проводить их отдельно”. Это честно и не требует переделки другого».


Views: 8

Наверх