Без навыков общения мы не сможем реализовать своё предназначение. Отношения — фундамент для понимания себя и счастья.
1. “Как услышать человека? Почему люди раздражают? Разочарования в людях”
Ведущий:
«Что вы хотите получить от этого курса?»
Участники делятся ожиданиями:
- Участница 1: «Хочу научиться доносить мысли так, чтобы меня слышали. Часто встречаю сопротивление, когда пытаюсь помочь».
- Участница 2: «Интересуюсь отношениями мужчины и женщины. Это самая сложная для меня сфера».
- Участник 1: «Раздражает, когда люди не слышат друг друга. Хочу научиться сохранять спокойствие в конфликтах».
Ведущий:
«Без навыков общения мы не сможем выполнить своё предназначение. Представьте: даже если вы гениальны, но не умеете доносить мысли, вас не услышат. А если не слышите других — как построить доверие?»
Участница 1:
«Я пришла, потому что хочу, чтобы мои слова наконец перестали игнорировать. Всегда чувствую, будто говорю в пустоту».
Ведущий:
«Это частая проблема. Но давайте начнём с основ: слушание. Когда вы в последний раз полностью концентрировались на словах собеседника, не думая о своём ответе?»
Тема 1: Искусство слушать
Ведущий:
«Давайте разберем, почему мы перебиваем людей. Что стоит за этим? Высказывайте ассоциации».
Участник 2:
«Меня бесит, когда меня перебивают. Сам ловлю себя на том, что делаю то же самое…»
Ведущий:
«Почему мы перебиваем? Страх, что забудем свою мысль? Желание контролировать диалог?»
Участник 1:
«Хочется поделиться своими эмоциями. Будто внутри горит: “Я тоже это переживал! Слушайте меня!”»
Участник 2:
«Страх, что тема закроется, а я так и не успею вклиниться. Как будто моя мысль потеряется навсегда».
Ведущий:
«Замечали, как иногда заканчиваете фразы за других? Пример: человек говорит “У меня в машине…”, а вы вставляете: “Трамблер сломался!”. Почему?»
Участник 3:
«Кажется, что помогаем… Но на деле — демонстрируем, что умнее. Как будто говорим: “Ты не справишься без моих подсказок”».
Ведущий:
«А если ошиблись, закончили мысль неверно? Что чувствует собеседник?»
Участник 4:
«Он злится. Будто его обокрали — украли право на собственное слово».
Упражнение:
Ведущий предлагает группе «прочитать» внутренний мир одного из участников.
Участник 5 (доброволец):
Напряженно молчит, затем разрешает.
Участник 6:
«Чувствую спокойствие и уверенность. Как будто вижу яркую цель, к которой он идет».
Участник 7:
«А еще — ранимость. Как будто боится, что его истинные мысли осудят».
Участник 5 (после паузы):
«…Да, это правда. Мечтаю о своем деле, но пока не решился. Отсюда раздражение, когда меня “не слышат”».
Ведущий:
«Заметили? Его реальность оказалась сложнее наших проекций. Мы увидели и уверенность, и страх, и надежду — все сразу».
Тема 2: Почему люди раздражают?
Участник 1:
«Мой коллега постоянно опаздывает. Я злюсь, но не могу понять почему».
Ведущий:
«Раздражение — это сигнал, что ваши границы нарушены. Но часто проблема глубже: вы проецируете на других свои страхи. Например, если вас воспитывали в строгости, пунктуальность может казаться вопросом выживания».
Участница 2:
«То есть я злюсь не на него, а на саму себя?»
Ведущий:
«Попробуйте технику “5 почему”:
- Почему я злюсь? — Он опаздывает.
- Почему это важно? — Я чувствую неуважение.
- Почему я так воспринимаю опоздание? — Меня наказывали за это в детстве…
Вот вы и докопались до корня раздражения – это страх наказания».
Тема 3: Разочарования и идеализация
Ведущий:
«Вы когда-нибудь говорили: “Я думал(а), ты другой…”? Это признак идеализации. Мы создаём образ человека в голове, а потом злимся, что он ему не соответствует».
Участник 3:
«Как перестать это делать?»
Ведущий:
«Спросите себя:
- Что я ожидаю от этого человека?
- Почему я решил(а), что он должен это делать?
Например, если ждёте, что партнёр всегда угадывает ваши желания, это детская установка: “Мама должна знать, что я хочу, без слов”».
Тема 4: Принятие или Попытки изменить?
Участник 8:
«Мы не видим человека настоящим, цепляемся за старые ярлыки. Как с другом, который бросил пить, но мы все еще видим в нем “пьяницу”».
Ведущий:
«Отношения рушатся, когда мы общаемся не с живым человеком, а с картинкой в голове. Пример: муж, который “обязан” быть сильным, но хочет плакать».
Участница 1:
«А если его поведение меня разрушает?»
Ведущий:
«Скажите: “Я принимаю, что ты любишь шумные вечеринки. Но мне нужна тишина по выходным — поэтому я буду проводить их отдельно”. Это честно и не требует переделки другого».
Views: 8